Диего Ривера и Фрида Кало
Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (8 декабря 1886 — 24 ноября 1957) — мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка. По отцовской линии он происходил из испанской знати. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были обращены в католицизм. Учился в Академии художеств в Мадриде, затем жил и работал в Париже, в Италии, побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом. Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1927 художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь». Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески.
В 1932—1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве. Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра
Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 года в Мехико, похоронен на территории «Ротонды выдающихся деятелей».
Фри́да Ка́ло де Риве́ра, или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н Койоакан, родилась в Мехико, 6 июля 1907 — 13 июля 1954, — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт.
Её отцом был фотограф Гильермо
Кало, родом из Германии. По широко распространённой версии, основанной на
утверждениях Фриды, он был еврейского происхождения, однако, согласно
позднейшему исследованию, он происходил из немецкой лютеранской семьи, корни
которой отслеживаются до XVI века. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой
с индейскими корнями. Фрида пережила две страшные трагедии. В 18 лет она попала
в аварию – трамвай столкнулся с автобусом. Через несколько лет вторая авария.
Она перенесла десятки операций, месяцами лежала в жёстком корсете. С этого
времени в творчестве Фриды наступил новый этап, о котором Диего сказал так:
«…Она начинает работу над целой серией шедевров, каких еще не знала история
живописи, — картин, воспевающих стойкость женщины перед лицом суровой истины,
неумолимой действительности, людской жестокости, телесных и душевных мук».
В 1929 году Диего Ривера и
Фрида Кало поженились. Ей было 22, ему — 43. Спустя много лет Фрида
говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался
в трамвай, другая — это Диего». В это время она создала шедевр «Две
Фриды». Это двойной автопортрет. Первая Фрида, в мексиканском костюме, —
счастливая и любимая, она держит медальон с изображением Диего. Вторая, в
европейском платье, — одинока и несчастна. Из ее руки торчит медицинская
игла с трубкой. Через эту трубку сочится кровь, уходит жизнь. Вот признание
Фриды: «Никому никогда не понять, как я люблю Диего. Я хочу одного: чтобы
никто не ранил его и не беспокоил, не лишал энергии, которая необходима ему,
чтобы жить. Жить так, как ему нравится, — писать, глядеть, любить, есть,
спать, уединяться, встречаться с друзьями, но только не падать духом».
Заметим, эти слова написаны женщиной, прикованной к постели. «Я не больна, —
говорила она. — Я разбита. Но я счастлива жить, пока могу рисовать». До
болезни, в 1938 году, Фрида Кало по приглашению писателя Анд-ре Бретона
привезла свои работы в Париж и произвела там фурор. Одну из картин купил Лувр.
Такой чести не удостоился даже ее знаменитый муж.
Фрида не хотела умирать. В
1954 году, за восемь дней до смерти, она написала натюрморт: разрезанные арбузы
на темном фоне. На красной, как кровь, мякоти можно прочесть: «VIVA LA VIDA!» («Да здравствует
жизнь!»). Такой символ любви, побеждающей смерть, придумала художница.
Цветы она действительно
любила. Она вообще любила все, что создано природой. Символы плодородия
встречаются на многих ее картинах: цветы, фрукты, обезьяны, попугаи. Их
обвивают ленты, ожерелья, виноградные лозы, кровеносные сосуды и колючие ветки
терновника. Она признавала право на жизнь за всем, что живет, — даже за тем,
что может ранить или убить. Это и есть любовь — великое празднество жизни.
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления
лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь,
что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Прощание с Фридой Кало
проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы
присутствовал президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств. С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал
музеем её памяти.
Комментарии
Отправить комментарий