Гончарова и Ларионов



Ната́лия Серге́евна Гончаро́ва  [3 июля] 1881, село Ла­ды­жи­но , Тульская губ. — 17 октября 1962, Париж) — русская художница-авангардист, график, сценограф. Представительница лучизма. Жена Михаила Ларионова.   Принадлежала к дворянскому роду Гончаровых (потомков калужского купца Афанасия Абрамовича — основателя Полотняного Завода). Родилась в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862—1935) .
Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров (1837—1867) — племянник Натальи Гончаровой-Пушкиной. Его жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урожд. Чебышёва; 1836—1908), сестра известного математика П. Л. Чебышёва.
В окончила IV женскую гимназию[ с серебряной медалью. В 1900 году пробует себя на медицинских курсах, но бросает их через три дня. Позднее, по разговорам с Гончаровой М. Цветаева запишет: «Не вынесла мужеподобного вида студенток-медичек». В том же году, вслед за близкой подругой, в течение полугода учится на историческом факультете Высших женских курсов. В 1901 году в качестве вольного слушателя поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, в класс скульптора-импрессиониста П. П.Трубецкого    Возвращается в училище в 1904 году и переходит в мастерскую живописи, где её учителем становится К. А. Коровин. Предпочтение живописи скульптуре часто связывают с влиянием Ларионова. В разговорах с М. Цветаевой Гончарова упоминает его слова, сказанные в годы обучения:   У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!
В Париже она посещает ретроспективу Поля Гогена и увлекается фовизмом, отдаляясь от импрессионизма. Вскоре она пробует себя во многих других направлениях живописи: увлекается кубизмом и примитивизмом. Она принимает участие во всех значительных выставках современного искусства в России, некоторых европейских выставках:
  • Выставках Московского товарищества художников (1905, 1907),
  • Осеннем салоне в Париже (1906),
  • «Русской художественной выставке», организованной С. П. Дягилевым,
  • «Стефанос» (1907—1908, Москва),
  • «Звено» (1908, Киев),
  • Салонах журнала «Золотое руно» (1908—1909, Москва).
Участвует в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1914), «№ 4». Входит в мюнхенское объединение «Синий всадник» и участвует в одноименной выставке в 1912 году. Принимает участие в выставках «Мира искусства»(1911—1913.
Крупнейшие персональные выставки Гончаровой состоялись в Москве, на Большой Дмитровке (осень 1913 года), и в Петербурге (весна 1914 года), на них были представлены более 700 работ, созданных с 1900 по 1913 год. Московская выставка завершается выпуском первого каталога-монографии, посвященной Гончаровой и Ларионову под редакцией И. М. Зданевича. Предисловие каталога содержит часто цитируемое высказывание, приписываемое Гончаровой:   Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, — а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем все, что я знаю на Западе   В 1915 году, приняв приглашение Дягилева работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с мужем приехали во Францию, где уже и остались до конца жизни.

Рекорды

  • 18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie's в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4 млн 948 тысяч фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
  • 02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
Михаи́л Фёдорович Ларио́нов  3 июня 1881 года, Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964 года, Фонтене-о-Роз) — русский художник, один из основоположников русского авангарда.
В 1898—1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве.
В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»).
К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен.   В Тирасполе есть улица, названная по фамилии художника. Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:
  • 1910 — «Бубновый валет»
  • 1912 — «Ослиный Хвост»
  • 24 марта (6 апреля) — 7 (20) апреля 1913 — «Мишень»
  • 1914 - «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив»


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Отец и сын молчановы

Великий русский поэт Жуковский – наполовину турок? Поэт Василий Жуковский и пистель Иван Бунин – родня??

Братья Катаев и Петров